Не только католики

Почему в ответ на поздравление с Рождеством не стоит отвечать: «Вы что – католики?», и что празднуют 25 декабря одиннадцать Православных Церквей.

Каждый год накануне 24 декабря вновь звучат голоса нетерпеливых православных: «Хотим Рождества! Весь мир отметит праздник, а нам опять предстоит постный Новый год и скучать до конца каникул: 7 января только проснемся после ночной службы, а завтра уже на работу».

Длинные каникулы, кстати, появились не так давно: впервые продлили выходные до Рождества только в 2005 году, а до того с 90-х годов в России праздновали только 1, 2 и 7 января.

Но самый сокрушительный аргумент: не только католики! Одиннадцать Поместных Православных Церквей отмечают Рождество 25 декабря.

Что такое Поместные Православные Церкви?

Православная Церковь не имеет единого юридического и духовного главы и провозглашает духовное равенство всех епископов. Сегодня она состоит из 15 Поместных Автокефальных Церквей, то есть самостоятельно выбирающих своего Предстоятеля, а также трех автономных Церквей — то есть пользующихся широким самоуправлением. Важные вопросы Православная Церковь решает, созывая поместные или Вселенские Соборы.

Какие Поместные Церкви празднуют Рождество 25 декабря?

Их действительно много. Константинопольская, Румынская, Болгарская, Кипрская, Элладская (Греческая), Александрийская, Антиохийская, Албанская Православные Церкви, а также Православная Церковь Чешских земель и Словакии и Православная Церковь в Америке отмечают Рождество 25 декабря.

В ночь с 6 на 7 января вместе с Русской Православной Церковью Рождество отмечают в монастырях Афона, а также Иерусалимская, Сербская, Грузинская и Польская Православные Церкви.

Почему так произошло?

События, повлиявшие на это, случились в 20-е годы прошлого века. Они связаны с деятельностью митрополита Мелетия (Метаксакиса), который в короткий срок успел побывать Предстоятелем трех Автокефальных Церквей и провел ряд реформ, попытавшись изменить основы православной экклесиологии.

Известный своими модернистскими взглядами и открытым общением с представителями западных Церквей, реформатор Метаксакис за нарушение канонов в декабре 1921 года был низвергнут Синодом Элладской Церкви.

Но решение Синода было отменено, и митрополит Мелетий в январе 1922 года стал Константинопольским Патриархом.

В июне 1923 года в Стамбуле Метаксакис созвал так называемый «Всеправославный конгресс», на котором и было принято решение об изменении календаря Православной Церкви. Это было сделано вопреки постановлениям Великих Соборов 1583, 1587 и 1593 годов и привело к трагическим последствиям.

Впрочем, всеправославным конгресс можно назвать лишь условно. На нем присутствовали представители лишь трех Поместных Церквей: Греции, Румынии и Сербии. Антиохийская, Иерусалимская и Александрийская Патриархии от участия отказались. Русская Православная Церковь в это время переживала не лучшие времена, в самом разгаре был раскол. Других Православных Поместных Церквей к тому моменту еще не существовало.

Переход на новый календарь произошел в первую очередь в Греции и вызвал не только раскол внутри Церкви, разделив верующих на старостильников и новостильников, но даже привел к кровопролитию: недовольные решением собора верующие разгромили резиденцию Константинопольского Патриарха. А самого Мелетия вынудили не только отречься от патриаршества, но и покинуть Стамбул.

Почему часть Церквей служит по григорианскому календарю, как католики?

Считать так ошибочно. Даже на соборе в Константинополе в 1923 году собравшиеся беспокоились, что календарная реформа может быть превратно воспринята как исходящая от Папы.

Поэтому для расчета неподвижных праздников возник особый календарь – новоюлианский, который и используется одиннадцатью Поместными Церквями. Этот календарь является модификацией юлианского, но до 28 февраля 2800 года будет полностью совпадать с григорианским, хотя и построен на более сложном расчете. В 900-летнем цикле он упраздняет 7 суток, в отличие от григорианского календаря, который убирает 3 дня за 400 лет.

Новоюлианский календарь был разработан сербским астрономом и математиком, профессором Белградского университета Милутином Миланковичем в 1924 году.

Впрочем, исчисление Пасхалии всеми Поместными Церквями, кроме Финляндской Православной Церкви, ведется сегодня по юлианскому календарю.

Почему Русская Православная Церковь не присоединилась к соборному решению 1923 года?

Как раз присоединилась, но вынужденно. 15 октября 1923 года новоюлианский календарь был формально, под жестким давлением властей, введен Патриархом Тихоном.

Однако он вызвал такое несогласие внутри Церкви и среди верующих, что спустя 24 дня Патриарх распорядился отложить введение нового стиля в церковное употребление.

Можно сказать, что это было сделано ради мира внутри общины верующих. При этом для самих верующих сохранение старых церковных календарных традиций в советские годы стало актом исповедания веры.

Одиннадцать Поместных Церквей – это много или мало?

Когда мы сравниваем одиннадцать Церквей с четырьмя, разница кажется значительной.

Русская Православная Церковь насчитывает более 120 млн верующих, еще около 8-10 млн приходится на сербов, рассеянных по всему миру, 4 млн православных в Грузии, около 1 млн в Польше и небольшая часть в Греции, на Афоне и в Иерусалиме. По самым грубым расчетам 136 млн православных придерживаются старого стиля.

Им противопоставлены Элладская Церковь, в которой состоит 9 млн верующих, Константинопольская – 3,5 млн, самая многочисленная Румынская Православная Церковь насчитывает около 19 млн православных, в Болгарии их 6 млн. Антиохийская, Кипрская, Албанская, Александрийская и Православная Церковь Чешских земель и Словакии вместе насчитывают примерно 3 млн верующих. Вместе эти Церкви составляют не больше 40 млн верующих, придерживающихся новоюлианского календаря.

Выходит, что в количественном отношении православных, празднующих Рождество 25 декабря, не больше 30%.

Кстати, в 2014 году произошел беспрецедентный случай. Польская Православная Церковь отменила решение 1924 года о введении «нового стиля». Церковь, абсолютно интегрированная в общественно-политическую жизнь Европы, вернулась к старому.

Дело в том, что решение собора 1924 года на большинстве приходов по факту не реализовывалось. Вероятно, в момент получения автокефалии православные поляки подвергались преследованиям власти, а решение о переходе на новоюлианский календарь было вынужденным.

Как живется верующим разных юрисдикций? Не возникают ли у них проблемы из-за календаря?

Сказать, что проблем совсем нет – было бы лукавством. Самым показательным примером будет здесь Америка, в которой живут представители практически всех Поместных Церквей. Но для русских православных в Америке проблемы связаны вовсе не с «как поститься в Новый год», а в большей мере с тем, куда податься.

Малочисленность приходов и большая их удаленность друг от друга – довольно серьезный аргумент в вопросе выбора юрисдикции Православной Церкви. Бывает, что на всю округу едва найдется один православный храм, и тот не вашей Поместной Церкви. Это как если бы жителю Южного Бутова, а то и Калуги, чтобы помолиться на литургии и причаститься, приходилось бы каждый раз ехать в Троице-Сергиеву лавру.

Хотя православные на Аляске придерживаются старого календаря, как и некоторые Поместные Церкви Америки, большинство Поместных Церквей в США и даже некоторые приходы Московского Патриархата в США Рождество отмечают 25 декабря.

Многие православные в Америке отмечают церковные праздники дважды. Причиной такой гибкости является не только удаленность и разбросанность приходов, но и место работы верующих. Если праздник по новому стилю приходится на выходной, например, а по старому стилю он выпадает на будний день, то ради службы люди предпочитают отметить праздник по новому стилю.

С другой стороны, многие городские приходы Православной Церкви в Америке на Западном побережье континента празднуют Рождество по обоим календарям. Это связано с большим числом русских иммигрантов и особенно популярно в регионах, где поблизости нет приходов РПЦЗ.

Мало этого, в приходе американского города Такома, например, на рождественскую старостильную службу приезжают палестинцы. Поэтому часть службы вообще поется по-арабски. Словом, в Америке календарем пользуются довольно гибко.

Несмотря на наличие в Москве подворий Поместных Церквей, они остаются приходами Московского Патриархата с представителями Поместных Церквей в качестве настоятелей. Поэтому Рождество в них будут отмечать по старому стилю. Новостильный православный храм в Москве вы вряд ли сумеете найти.

Если приглашают праздновать 25 декабря, соглашаться?

Решать, разумеется, вам. Если вы живете в США и снимаете квартиру у прихожан Американской Православной Церкви, то будьте уверены, они обязательно пригласят вас к своему праздничному столу 25 декабря и предложат традиционный рождественский eggnog – напиток на основе яиц.

Приглашение на Рождество – это повсеместная традиция. Во всех православных странах считается, что в этот день никто не должен быть в одиночестве, а уж позвать на Рождество брата во Христе – естественно.

Как относиться к идее перехода на новый календарь?

С осторожностью. В последнее время предложения о переходе на новый стиль звучат чаще от политиков. Тем не менее, кажется, ни один церковный собор не обходится без обсуждения календаря, однако всякий раз решение по этому вопросу откладывается для сохранения мира. Переход на новый календарь вряд ли будет воспринят всей Церковью «на ура», но то, что это может расколоть общество – очень возможно.

Есть ли что-то общее в праздновании Рождества Поместными Церквями?

Очень многое.

В приходе Свято-Владимирской семинарии в США накануне Рождества обычно появляются объявления о подготовке к празднику, который в том числе касается застолья. Всех верующих приглашают на Вилию (от слова Vigil, Всенощная) или Cвятой ужин/Свят-Вечер (Holy Supper, Сочельник), которая проходит в трапезной храма.

Этот постный торжественный ужин разделяют между собой многие христиане в восточной части мира, включая Польшу, Украину, Румынию, Болгарию и некоторые регионы России, но называться блюда будут на свой манер. Теперь это довольно популярная традиция и во многих американских приходах.

Поскольку праздничная Всенощная начинается в 19 часов вечера, то ужин устраивают примерно в 17 часов. Это позволяет верующим вместе насладиться трапезой и оставляет для священников время передохнуть перед богослужением.

Стол на Вилию застилают сеном – это символизирует скромный хлев, в котором родился Христос. За столом сервируется одно дополнительное место для Христа, некоторые говорят, что это место для странника или незнакомца, в образе которого Он может явиться.

На стол ставят 12 блюд – символ двенадцати учеников Христа. Трапеза начинается с горьких продуктов (чеснока) и заканчивается сладкими десертами с медом. Эта последовательность символизирует переход от мира без Христа к миру с Христом.

Все блюда, которые подаются на стол, мясопустные и исключают молочные продукты и яйца. Конечно же, в регионах есть свои особенности, но, как правило, традиционная трапеза включает в себя вино, чеснок, ржаной хлеб и соль, корнеплоды, грибы, зерно, капусту, бобовые, рыбу, сухофрукты, мак, мед и орехи.

Традиционно самый младший ребенок объявляет о появлении первой звезды на ночном небе, будто провозглашая пришествие света в мир тьмы. Трапеза начинается с молитв и преломления хлеба. Усопшие члены семьи тоже поминаются в это время – в молитвах тех, кто участвует в ужине. Ужин едят при свечах. Продолжается праздник Богослужением и приветствием друг друга возгласом «Христос рождается! Славьте Его!».

Не обходится и без колядок, правда поются они не во всех церквях. Сербы в этом отношении довольно скромны, зато болгары сразу после Рождества устраивают целые этно-фестивали колядовщиков.

Практически во всех Поместных Церквях на Рождество зажигают свечи. Где-то их ставят у икон, где-то в подсвечниках на столах, в Грузии их помещают на окнах.

Но где бы ни была поставлена свеча, она всегда символизирует «свет Христов, который просвещает всех».

Какими бы жаркими ни были споры о календарях, Рождество – вовсе не календарное событие и уж тем более не то, что нам надо выбирать. Это не праздник только православных или только католиков, это не праздник только детей. Он вообще не для избранных. Рождество – для всех, для всего человечества. В этом и есть главный смысл события, произошедшего больше двух тысяч лет назад, когда в мир пришел Спаситель, открыв через Свое рождение инобытие.

Автор выражает благодарность иеромонаху Игнатию (Шестакову) и Ольге Кирильченко за помощь в подготовке материала

Москва, 11.03.2021, 19:43:13, редакция ПРОНЕДРА.РУ, автор Яна Олегина.

Рождество – важнейший праздник для всех христиан. Католики его отметили 25 декабря, а празднования у православных состоятся 7 января. Разница между датами в разных конфессиях составляет 2 недели. Почему она появилась? Что общего в празднике у восточных и западных христиан?

Праздник Рождество Христово – день, когда родился Иисус, Сын Божий, Спаситель. Это событие стало началом современного летоисчисления – нашей эры. Католическое Рождество отмечается по григорианскому календарю, православное – по юлианскому.

Почему Рождество празднуют в разные даты

Католические церкви пользуются григорианским календарем, по которому дата Рождества Христова приходится на 25 декабря. Ранее в этот день отмечали праздник абсолютно все, но когда сменилось летоисчисление, некоторые церкви решили продолжать пользоваться юлианским календарем. Разница между ними составляет 13 дней, поэтому праздничная дата сдвинулась на 7 января.

25 декабря, как дата рождения Иисуса Христа, впервые была указана в исторических источниках Дионисия Филокала. В этот день в Риме проходили литургические служения. Официально 25 декабря выбрали датой празднования Рождества на Третьем Вселенском соборе в 431 году.

Праздник 25 декабря отмечается церквями:

  1. Константинопольской (исключение – Афона);
  2. Александрийской;
  3. Антиохийской;
  4. Болгарской;
  5. Румынской;
  6. Кипрской;
  7. Элладской;
  8. Албанской православной;
  9. Православной Чешских земель и Словакии;
  10. Американской православной.

Праздник 7 января отмечается церквями:

  1. Иерусалимской;
  2. Русской;
  3. Сербской;
  4. Грузинской;
  5. Польской православной;
  6. Афонскими монастырями;
  7. Бессарабской митрополией Румынской православной;
  8. Всеми украинскими православными;
  9. Многими восточными католическими;
  10. Украинской греко-католической;
  11. Русской греко-католической;
  12. Русскими старообрядцами;
  13. Армянской апостольской.

История праздника Рождество Христово

Израильский город Вифлеем стал местом рождения Иисуса Христа. Спаситель всего человечества появился на свет в годы правления Ирода. Тогда царь приказал провести перепись населения: Марии и Иосифу, родителям Мессии, пришлось отправиться в Вифлеем. Супруги укрывались в хлеву, предназначенном для скота, и там Мария родила Иисуса.

Рождение Сына Божьего предсказал пророк Михей семью веками ранее. Само событие в своих трудах описали апостолы Лука и Матфей. Точную дату появления на свет Иисуса никто не знает: примерно – 12 год до н.э. – 7 год н.э.

Общие традиции Рождества 25 декабря и 7 января

У католиков есть традиция до 25 декабря обязательно украшать рождественскую ель, развешивать в доме венки  другую праздничную атрибутику, подвешивать омелу. Православным христианам не принципиально, когда ставить елку, главное – до Нового года. Верующие обеих общин украшают дома и улицы гирляндами и инсталляциями – сценкой рождения Мессии. В православии главное рождественское блюдо – кутья. Также они готовят 12 постных блюд. Для католиков главными угощениями являются оплатки – тонкие хлебные пластины, и запеченный гусь. 25 декабря в католических церквях проводят ночную, утреннюю и дневную мессии. 7 января в православных храмах принято проводить только одно богослужение, начинающееся накануне – 6 января.

К Рождеству католики начинают готовиться за месяц: данный период имеет определенное название – Адвент. Они молятся, постятся, помогают нуждающимся.

25 декабря и 7 января христиане:

  1. готовят праздничные блюда;
  2. приглашают гостей в дом;
  3. посещают церковную службу;
  4. обмениваются подарками;
  5. покупают одежду к празднику;
  6. не занимаются домашней уборкой, стиркой, рукоделием;
  7. не ссорятся, не скандалят, не злятся, не завидуют;
  8. не гадают;
  9. обязательно подают милостыню.

В ночь с 24 на 25 декабря западный мир будет праздновать Рождество Христово. И с каждым годом все больше христиан на постсоветском пространстве присоединяется к празднованию в этот день вместо или вместе с традиционным ранее 7 января (по так называемому новому стилю).

Существуют ли отличия в том, как празднуют Рождество христиане западного и восточного обрядов? Насколько они кардинальны и в чем заключаются? Что необходимо и что запрещено делать в этот праздник? В главных рождественских традициях разбирался OBOZREVATEL.

Предрождественский пост

Непосредственно Рождеству Христа, которое христиане западного обряда и большинство православных церквей празднуют 25 декабря, предшествует подготовка к светлому празднику – предрождественский пост. У католиков он называется Адвент и длится в среднем 4 недели.

При этом, если для христиан восточного обряда важно выдерживать достаточно строгие ограничения в еде, то, к примеру, католики предпочитают концентрироваться на духовном аспекте и воспринимают этот период как радостное ожидание прихода Христа.

Традиционный венок с четырьмя свечами, символизирующими 4 воскресенья АдвентаКанун Рождества

Для всех христиан Рождество – это семейный праздник, в канун которого семьи собираются в полном составе за праздничным столом. И в восточном обряде, и в западном существует традиция ставить на стол 12 постных блюд – по числу апостолов Христовых. Не должно быть на праздничном столе и алкоголя.

Вечер перед Рождеством для украинцев был временем святочных гаданий. Церковь никогда не одобряла подобных попыток заглянуть в будущее, но молодые девушки веками выходили на улицы и спрашивали имя первого встречного – чтобы узнать имя своего суженого. Они отправлялись под чужие окна и подслушивали разговоры в доме – по характеру разговоров делали вывод о том, какой будет жизнь в замужестве. Бросали через ворота обувь, чтобы по направлению носка упавшего на землю сапога узнать, в какой стороне живет будущий муж.

В Украине существовало множество рождественских гаданий

Для христиан западного обряда рождественская ночь также ассоциировалась с чудесами. Поэтому в эту ночь многие загадывали заветные желания в надежде, что они непременно сбудутся. При этом католическая церковь, к примеру, отмечала: главным чудом, которое может случиться с человеком в канун Рождества, является обязательное примирение с близкими в случае ссоры. В эту ночь разрешить разногласия обязаны все верующие католики.

"Если в семье, среди близких людей возникли какие-то споры или недоразумения – в этот вечер они должны быть решены. Для многих семей это ценнее любого чуда. Это – исцеление. Исцеление отношений между людьми. Ведь в этот вечер инициаторами примирения являются не сами люди, а Христос, который приходит и объединяет их. Видимым знаком такого примирения на славянских территориях есть разламывание белого хлеба – облатки", – рассказывает епископ Киево-Житомирской диецезии Виталий Кривицкий.

Белый хлеб после прочтения молитвы разламывает самый старший член семьи. После все присутствующие за столом делят хлеб между собой. И лишь после этого приступают к еде.

Традиционная облатка в Рождественскую ночь превращается в символ примирения, прощения и любви

У православных же существует традиция "носить кутю" крестным родителям, которые взамен угощения дарят крестникам подарки. Вечер семья проводит вместе, а ночью люди отправляются на рождественскую службу в церковь, чтобы пробыть там до утра.

Еще одной крайне важной рождественской традицией для католиков является "тарелка для Иисуса" на праздничном столе. Эта традиция предусматривает не только поставить на стол лишнюю тарелку, но и наполнить ее, разделив праздничную трапезу с малоимущим или одиноким человеком.

"Это важный момент открытия сердца бедному, нуждающемуся. Ведь вместе с ним в дом приходит Иисус. Ведь он сказал: я был голоден – вы накормили меня. Я изнемогал от жажды – вы напоили меня. Я был путешественником – и вы приняли меня… Этот человек есть живым символом присутствующего Иисуса, которому мы готовы служить", – подчеркивает епископ Кривицкий.

Праздничное богослужение

Для христиан как западного, так и восточного обряда это – главная часть празднования Рождества. При этом если православные проводят в церкви всю ночь на рождественской литургии, то католики проводят службу вечером.

Длится праздничная служба около двух часов и сопровождается занесением фигурки младенца Иисуса в вертеп, освящением вертепа и праздничной литургией – Литургия пастырей – в которой упоминаются те, кто первыми пришел поклониться рожденному в Вифлееме Богу. Утром же и днем верующие еще дважды собираются в церкви.

Рождественская литургия в Православной церкви УкраиныПразднование

После службы в церкви христиане собираются за праздничным столом. В зависимости от страны или региона, на столе могут быть традиционные национальные рождественские блюда вроде запеченной индейки в США или рождественского пудинга. Впрочем, ни католическая, ни православная церкви особого внимания кулинарной составляющей праздника не уделяют.

"Это региональные и традиционные вещи. А если нет у людей конкретного блюда, так что – Рождество не наступит? У нас есть определенные украинские устойчивые традиции. Кто-то их придерживается, кто знает. Кто-то – не придерживается, считая излишними. Но главное ведь не это… Главное – не поколядовать, не с вертепом походить, не стол накрыть, а прийти в церковь и поклониться Христу новорожденному", – говорит митрополит ПЦУ Александр Драбинко.

Тем не менее, одно традиционное рождественское блюдо таки существует – кутя. В разных вариациях, но она непременно ставится на праздничный стол в Рождество.

Обязательным атрибутом праздника является также исполнение колядок.

На праздничном столе обязательно должна быть кутя

"Тексты колядок у католиков и у православных могут несколько отличаться. У нас [у католиков] традиционными являются немецкие колядки. Самая известная и одна из наиболее старых колядок – "Тихая ночь", "Stille Nacht". В православной церкви не всегда ее поют. Есть у нас также колядки, в припевах которых езвучат слова на латыни… Но в целом, наши рождественские традиции очень похожи на те, что существуют в православной церкви – если речь идет о Сочельнике, пожеланиях в этот день, ночной литургии. Эти вещи очень похожи", – говорит епископ Кривицкий.

Младенец Иисус в яслях в католической церкви

"Традиции церковные, которые являются стойкими, – это богослужения, колядки, прославление Христа, подарки. Мы славим Христа новорожденного. Это наша украинская традиция: где-то более развитая, где-то менее. Служба и колядки есть везде, в остальном все зависит от традиций, которые сложились на местах. У нас, к примеру, для богослужения используют колокола, а на Прикарпатье – трембиты. Слышали ли вы в Киеве где-нибудь трембиты? У нас есть множество региональных особенностей, которые лишь украшают основу – богослужебное празднование Рождества Христова. Есть единый стержень: мы празднуем один праздник, но все – по-разному. Единство во многообразии, как когда-то говорили", – резюмирует Драбинко.

Вертеп в православной церкви

На самом деле, традиции празднования Рождества христианами западного и восточного обрядов – не так сильно и различаются. Ведь все они направлены на то, чтобы сделать мир лучше, людей – добрее, помыслы – чище. Постепенно стирается даже самое явное до недавнего времени различие – дата празднования – 25 декабря или 7 января.

Как рассказал OBOZREVATEL митрополит Драбинко, 25 декабря не празднуют Рождество Христово лишь несколько православных церквей: Российская, Иерусалимская, Грузинская, Сербская и Польская – причем в Польше допускается празднование и 25 декабря, и 7 января.

И когда бы лично вы не праздновали Рождение Иисуса Христа – пусть этот праздник станет для вас моментом духовного очищения, избавления от груза старых обид и проблем и исполнения самых заветных мечтаний.

Фото: Reuters

Отличие между датами празднования Рождества у православных и у других конфессий объясняется разницей между юлианским и григорианским календарями. Рождество Христово в ночь с 24 на 25 декабря празднуют католики и 11 поместных Православных Церквей мира, все они пользуются так называемым «Новоюлианским» календарём, который совпадает с Григорианским календарём.

Вместе с РПЦ в ночь с 6 на 7 января праздник Рождества Христова отмечают Грузинская, Иерусалимская и Сербская Православные Церкви, афонские монастыри, живущие по старому, Юлианскому календарю, а также многие католики восточного обряда (в частности, Украинская Греко-Католическая Церковь) и часть протестантов.

Отличаются ли традиции празднования?

Да, немного. Католики не соблюдают такого строгого поста как православные. Но у католиков есть Адвент, который не считается как постный период, хотя многие верующие и воздерживаются от мясной пищи в рождественский сочельник.

Адвент, который считается временем душевного очищения, начинается с четвертого воскресенья до праздника Рождества. Он делится на два календарных этапа. Первый длится до 16 декабря, он посвящен размышлениям о грядущем Втором пришествии Иисуса Христа. Второй — с 17 до 24 декабря. Этот период является непосредственной подготовкой к празднованию Рождества Христова и посвящен воспоминанию Первого пришествия Иисуса Христа.

У католиков есть традиция составлять «венок Адвента» из еловых веток, в который вставляют четыре свечи. В первое воскресенье зажигается одна свеча, во второе — вторая и так далее. Такими венками украшаются как церкви, так и дома верующих. Во время Адвента католики посещают утреннюю мессу, которая служится в честь

Пресвятой Девы Марии

. Символом этой мессы является зажженная свеча, которая освещает путь идущих в церковь до восхода солнца. Чтобы свеча не погасла, ее помещают в специальный фонарик с прозрачными окошками. А уже 25 декабря, в само Рождество, в костелах проходят три праздничные литургии: ночная месса (Ad Missam in nocte), утренняя (Ad Missam in aurora) и дневная (Ad Missam in die).

В католических храмах устанавливают вертепы — макеты сценки рождения Христа, состоящей из нескольких фигур. Среди них обязательно должны были быть фигурки Младенца в яслях, Девы Марии и святого Иосифа. 25 декабря католики собираются семьями на праздничный ужин, зажигаются свечи, и произносят благодарственную молитву.

Православные христиане начинают готовиться к празднику Рождества Христова, соблюдая 40-дневный пост, который заканчивается 6 января — в ночь перед Рождеством. Соблюдение поста заключается в совершении добрых дел, милосердии, помощи ближним, борьбе с собственными страстями. По уставу Церкви необходимо воздерживаться от молочных, мясных и в отдельные дни рыбных продуктов.

День накануне праздника Рождества Христова у православных называется Сочельником. Название происходит от традиционного блюда, которое готовится в этот день, — сочива (вареная пшеница или рис с медом). К Рождественскому сочельнику православные храмы украшают еловыми ветвями и цветами.

Празднование самого Рождества совершается в ночь с 6 на 7 января — ровно в полночь в храмах начинается торжественное богослужение. Оно состоит из утрени, вечерни, повечерия, полунощницы, часов и Литургии. Перед праздниками утреннее и вечернее богослужение объединяется в так называемое «всенощное бдение», то есть молитву, которая продолжается всю ночь. Такая служба бывает всего два раза в год, на самые великие праздники — Рождество и Пасху.

На утрене первые полностью поется один из самых красивых канонов в православном богослужении: «Христос рождается, славите! Христос в небеси, срящите (встречайте)! Христос на земли, возноситеся! Пойте Господеви вся земля!»

Заключает празднование Рождества Христова Божественная литургия — богослужение, на котором совершается таинство Причащения. На второй день Рождества, 8 января, празднуется Собор Пресвятой Богородицы. Этот день посвящен прославлению Божией Матери.

После наступления Рождества у православных начинаются Святки — праздники, которые длятся до Крещенского Сочельника. В эти дни принято устраивать веселые игры, ходить по домам, поздравлять всех колядками.

В католической церкви Рождество считается главным церковным праздником, тогда как у православных оно считается вторым после Пасхи.

В чем разница между старым и новым стилем? Почему католики и православные празднуют Рождество в разные дни? Многие задавались этими вопросами, но отвечают на них обычно просто – разные календари, и все тут. А что если взять и договориться привести календари в соответствие?

Попробуем разобраться. Действительно ли это принципиально и почему – в материале портала Москва 24.

Фото: Портал мэра и правительства Москвы

На первый взгляд единая дата Рождества сразу бы многое упростила – православные верующие снова как и в дореволюционные годы стали бы отмечать Рождество 25 декабря, им не нужно было бы соблюдать рождественский пост во время Нового года, а иностранным друзьям не пришлось бы каждый раз объяснять, почему мы не празднуем главный христианский праздник со всем остальным миром. На самом деле все не так просто, но для начала придется разобраться в отличиях календарей и во всем том, к чему они в конечном итоге привели.

Юлианский календарь был введен в Римской империи по указу Юлия Цезаря, в честь которого он и был назван, 1 января 45 г. до н.э. До этого год у римлян длился 355 дней, из-за чего периодически вводили дополнительный месяц, чтобы поспевать за тропическим годом – тем реальным отрезком времени, за который солнце завершает цикл смены времен года. По структуре год юлианского календаря выглядит так, как мы к тому привыкли, – 365 дней, каждый четвертый год – високосный. Таким образом, средняя продолжительность года получается 365 ¼ дня. Такой календарный год в отличие от предыдущего стал уже длиннее тропического. Всего на 11 минут и 15 секунд – казалось бы, совсем немного, а каждые 128 лет накапливалось по одному лишнему дню. Из-за этого Рождество постепенно сдвигалось от близости к зимнему солнцестоянию в сторону весны, смещался и день весеннего равноденствия – а от него отсчитывается Пасха. В конечном итоге расхождение календарного времени с реальным сложно было игнорировать. Тогда и возникла необходимость в новом календаре.

Григорианский календарь был введен Папой Римским Григорием XIII в католических странах 4 октября 1582 года – там после этого дня наступило сразу 15 октября. Эта система исчисления времени и получила название нового стиля (а юлианский календарь, соответственно, стал известен как старый стиль). Россия на григорианский календарь не перешла и продолжила жить в юлианском. Так что Рождество у нас было, как и у всех, 25 декабря. Только у католиков в это время был уже январь. А потом случилась революция, и Совнарком принял декрет — перейти на одну систему исчисления со всем миром. Это произошло 31 января 1918 года – после него в РСФСР наступило 14 февраля, таким образом, мы "синхронизировались" с другими странами.

Фото: портал Москва 24/Игорь Иванко

А как же Церковь?

Здесь и начинается самое интересное. В светском летоисчислении мы стали жить одновременно с Западом. А вот Русская православная церковь (а вместе с ней – Сербская, Грузинская, Иерусалимская и Афон) менять календарь отказалась. И дело здесь вовсе не в упрямом нежелании следовать за католиками – за этим решением стоят очень важные для церкви причины.

Прежде всего по христианским канонам новозаветная Пасха должна идти за ветхозаветной. Это продиктовано хронологическими соображениями – Иисус Христос был распят накануне иудейской Пасхи, а воскрес на ее третий день. У христиан, живущих по григорианскому календарю, это правило иногда нарушается, что, по идее, искажает логику богослужебного времяисчисления – а в православном церковном календаре события жизни Иисуса Христа строго следуют одно за другим. Кроме того, именно накануне православной Пасхи на Гроб Господень в Иерусалиме традиционно снисходит Благодатный огонь, а в крещенскую ночь – освящается вода. Эти чудеса являются еще одним доводом православных христиан в пользу истинности своего календаря. Согласитесь, причины более чем серьезные, так что позиция большинства православных церквей ясна – пусть уж католики возвращаются к правильному календарю. А мы подождем.

На заметку

Интересно, что 11 поместных православных церквей (среди них – Греческая, Румынская, Болгарская и другие) празднуют Рождество, как и католики, в ночь на 25 января. В 1923 году они перешли на новоюлианский календарь – то есть фактически календарь с юлианской пасхалией и григорианским календарем одновременно. Получается, что Пасху они празднуют с православными, а непереходящие праздники – с католиками.

Разница между датами юлианского и григорианского календарей постоянно увеличивается – каждые 400 лет на трое суток. Таким образом, православные церкви, использующие юлианский календарь, с 2101 года начнут праздновать Рождество 8 января.

Один из главных праздников всего христианского мира отмечается в десятках стран, но не в один и тот же день

Рождественская дореволюционная открытка. wikimedia
Рождественская дореволюционная открытка. wikimedia

Католики и несколько поместных православных церквей празднуют Рождество 25 декабря. Армянская апостольская церковь – 6 января. 7 января Рождество помимо Русской православной церкви отмечают православные из Иерусалима, Грузии, Сербии, Польши, а также Украинская грекокатолическая церковь и старообрядцы. В чем причина этих различий, читайте в нашем материале.

Рождественский рынок в Нюрнберге, Германия. Литография XIX века. wikimedia
Рождественский рынок в Нюрнберге, Германия. Литография XIX века. wikimedia

Опаздывающий календарь

Когда христианский мир еще не успел расколоться, Рождество праздновали 25 декабря. Первое упоминание о том, что именно в этот день верующие отметили праздник, относится к 300-м годам. Тогда весь мир жил по юлианскому календарю. Он был лучше предыдущей системы летоисчисления, но все же оставался не совсем точным.

Из-за этих неточностей раз в 128 лет накапливался один нигде не учтенный день. С веками разница между годом календарным и астрономическим все больше увеличивалась. Пасха начала праздноваться слишком рано и выпадала на разные дни недели. Глядя на все это, Папа Римский ГригорийXIII решил: пора что-то менять.

Папа Римский Григорий XIII. wikimedia
Папа Римский Григорий XIII. wikimedia

В 1582 году Европа перешла на григорианский календарь. С тех пор католическая церковь пользуется григорианским календарем, а Русская православная – юлианским. Со временем на григорианский календарь стали переходить и другие страны мира.

Россия держалась до последнего. Вплоть до 1917 года наша страна жила по юлианскому календарю, и поэтому Рождество мы отмечали тогда же, когда и остальной христианский мир – 25 декабря. После революции Россия перешла на «прогрессивный» календарь. К тому времени разрыв между календарями достиг уже 13 дней.

Русская рождественская открытка (начало XX века). wikimedia
Русская рождественская открытка (начало XX века). wikimedia

Русская православная церковь переходить на григорианский календарь отказалась. И дело было уже далеко не в астрономии. В православии считается, что григорианский календарь коверкает последовательность событий, описанных в Библии, из-за чего Пасха празднуется не тогда, когда нужно. Поэтому православная церковь продолжила жить и определять даты праздников по юлианскому календарю. И Рождество в России, перешедшей на новый календарь, стали отмечать на 13 дней позже, чем в большей части христианского мира, – 25 декабря по старому стилю, но 7 января по новому стилю.

История раскола

Несмотря на разницу почти в две недели, и католики, и православные отмечают, по сути, один и тот же праздник, и верят, если не вдаваться в детали, практически в одно и то же. Но в христианском мире нет единства, и нет его уже очень и очень давно.

Официально датой раскола христианской церкви на Католическую с центром в Риме и Православную с центром в Константинополе принято считать 1054 год. Но корни этого события уходят еще глубже.

Самым большим религиозным спором между представителями двух противоборствующих сторон является различие в учении о Святой Троице. Западные церковные отцы считают, что Святой Дух исходит и от Отца, и от Сына. Восточные – что только от Отца. При этом каждый, конечно же считает, что его точка зрения абсолютно верна, а оппонент заблуждается.

Константинополь. wikimedia
Константинополь. wikimedia

Но у раскола есть и множество других предпосылок, не все из которых имеют отношение к религии. Были на то и политические, и культурные причины. Рим и Константинополь жили слишком по-разному и при этом мало взаимодействовали.

Разница в культуре и менталитете западного и восточного мира, помноженная на отсутствие диалога, все больше отдаляла друг от друга два центра христианского мира. Масла в огонь подливали и политические разногласия, борьба за власть. Все это привело к тому, что в начале второго тысячелетия представителя двух спорящих сторон рассорились окончательно и предали друг друга анафеме. В 1054 году никто и представить не мог, что все это так затянется.

Разница в традициях

Разделившись, две христианские церкви стали укреплять и множить разногласия и разночтения, превращая небольшую трещину между западным и восточным миром в огромную пропасть.

Рождественская месса в Вифлеемской церкви Рождества Христова, 1992 год. wikimedia
Рождественская месса в Вифлеемской церкви Рождества Христова, 1992 год. wikimedia

Помимо разного подхода к учению о Святой Троице католики и православные спорят и о многом другом. Папа Римский непогрешим и никогда и ни в чем не может ошибаться, патриарх в православии такими привилегиями не обладает. Католическая церковь считает, что зачатие Девы Марии было непорочным, православные так не думают. У католиков есть Чистилище, у православных его нет.

В Католической церкви все духовенство должно быть неженатым, у православных есть священнослужители-монахи, но есть и женатые. Католики категорически против любых противозачаточных средств, православные смотрят на контрацепцию менее строго. Католикам разводы запрещены, православные допускают их при определенных обстоятельствах.

За века раскола разные подходы к тому, как креститься, молиться, сидеть или стоять в храме, причащаться, в чем ходить в церковь и так далее и тому подобное, лишь еще больше укрепились. Поэтому сейчас, хоть церкви и сделали шаг в сторону примирения, идея единого христианского мира мало кому кажется реальной.

Кстати: Католики не придерживаются такого строгого поста перед Рождеством, как православные. Католическое Рождество больше похоже на Новый год в России – вся семья наряжает ель, собирается за праздничным столом и дарит друг другу подарки. Главное рождественское блюдо у многих католиков – индейка или гусь, запеченные целиком.

Текст: Шеверева Юлия для«Экспресс газеты»

Понравился материал? Подписывайтесьна наш канал

Почему часть христиан празднует Рождество 25 декабря, а а часть ‒ 7 января? Попробуем объяснить кратко и быстро.

На самом деле, все христиане: и православные, и католики, и протестанты празднуют Рождество Христово в один день ‒ 25 декабря. Хотя эта дата рождения Иисуса Христа ‒ условная. Ни в Библии, ни в другом документе ее не найти.

25 декабря в Римской империи традиционно отмечали один из важнейших праздников ‒ «День Непобедимого Солнца». Именно тогда темнота заметно отступала, а световой день становился длиннее. Чтобы уменьшить влияние языческого праздника, в этот день начали отмечать день рождения «истинного солнца» ‒ Иисуса Христа, говорят некоторые историки.

Традиция праздновать Рождество Христово 25 декабря у католиков, православных и протестантов осталась до сих пор. Однако делают они это по разным календарям. На Западе ‒ по Григорианскому, часть православных и протестантов ‒ по Новоюлианскому, а, например, большинство в России, Грузии, Сербии и Украине ‒ по Юлианскому календарю.

Что же разделило христиан?

Очень давно Юлий Цезарь ввел календарь, практически такой же, как современный, ‒ Юлианский. Казалось, все идеально, но календарь оказался не совсем точным.

На самом деле, Земля делает оборот вокруг Солнца приблизительно на 12 минут медленнее, чем думали древние римляне. Календарь начал смещаться. Рождество начало понемногу приближаться к весне, а Пасха к лету! За полторы тысячи лет Юлианский календарь отстал уже на целых 10 дней.

«Безобразие!» ‒ подумал папа Римский Григорий XIII и затеял реформу Юлианского календаря.

Папа Римский приказал некоторые годы, ранее бывшие високосными, «считать» невисокосными. Этим существенно уменьшил различия ‒ до 26 секунд в год. Чтобы компенсировать отставание, он приказал даже пропустить 10 дней. И в 1582 году сразу после 4 октября наступило пятнадцатое! Реформированный календарь назвали, конечно, Григорианским.

Но не все страны перешли на новый календарь. В частности, Украина, которая была в составе Российской империи, жила по старому, Юлианскому. Мотивы политические: «Католик православному не брат», ‒ считали в империи.

Но во время революции Украинская Народная Республика перешла на новый Григорианский календарь. Большевики тоже ввели его. Но церковь, жестко придерживаясь традиции, не хотела поддерживать коммунистов.

Сложилась ситуация, что обычные люди стали жить по новому стилю (Григорианскому календарю), а церковь продолжала по старому (Юлианскому).

Неточность церковного ‒ Юлианского календаря ‒ за годы углубилась. Сейчас она составляет до 13 дней.

Поэтому, когда католики празднуют Рождество 25 декабря по Григорианскому календарю, то по Юлианскому это только 12 декабря. Украинским православным и греко-католикам надо ждать еще 13 дней до рождения Христа. Поэтому, когда на Юлианском (церковном) календаре наконец-то наступает 25 декабря, то на Григорианском, по которому мы живем, уже 7 января.

А в 2100 году, из-за неточности Юлианского календаря, Рождество будет попадать уже на 8 января!

По каким календарям празднуют Рождество в мире?

Сейчас Юлианским календарем продолжают пользоваться Русская, Грузинская, Сербская, Иерусалимская православные церкви, а также Православная церковь Украины (ПЦУ) и Украинская греко-католическая церковь (УГКЦ).

Украинские греко-католики, находясь в начале ХХ века в составе Польши, не перешли на Григорианский календарь по политическим мотивам. Украинские верующие не хотели терять свою, отличную от польской, идентичность. Также греко-католики стремились сохранить связь с украинцами, которые находились в составе СССР. Празднование в одни дни должно было символически соединять украинцев по разные стороны границы.

Новоюлианский (усовершенствованный Юлианский календарь), который до 2800 года будет полностью совпадать с Григорианским, используют 11 православных церквей, в основном расположенных в Западной Европе. Например, Румынская, Болгарская, Польская православные церкви и Православная церковь Чешских земель и Словакии. А также «греческие» православные церкви: Константинопольская (Вселенский патриархат), Александрийская, Антиохийская, Элладская, Албанская.

Митрополит Киевский и всея Украины Епифаний заявил, что украинцы могут праздновать Рождество по Григорианскому календарю, если они этого хотят. Также в Православной церкви Украины будут думать о календарной реформе при условии, что ее поддержит большинство верующих. Но пока церковные иерархи опасаются, что переход на новый календарь (Григорианский) может спровоцировать противостояние и раскол среди украинских верующих.

Католическое Рождество 2020: отличия от православного, история и традиции праздника

Дмитрий Кандинский / vtomske.ru

Рождество Христово — один из важнейших христианских праздников. Он связан с рождением во плоти Иисуса Христа от Девы Марии. Католическая церковь празднует Рождество 25 декабря, православные отмечают этот день 7 января. Подробнее — в материале vtomske.ru.

История праздника

Согласно христианскому вероучению, Иисус родился в Вифлееме. Именно сюда пришли Дева Мария и ее супруг Иосиф. Рождение Иисуса описано двумя евангелистами — апостолами Матфеем и Лукой.

Первые христиане не отмечали Рождество. Гораздо важнее для них был праздник Воскресение Христово, который сейчас известен как Пасха. Отмечать Рождество Христово верующие стали после того, как в христианские общины вошли греки и другие эллинистические народы.

Часто датой Рождества выбиралось 6 января (шестой день года, так как Иисус — это новый Адам, а Адам согласно ветхому завету был создан в шестой день творения). Праздник идейно совмещал и Рождество, и Крещение (Богоявление), ставшие впоследствии разными праздниками.

Дата 25 декабря впервые указана Секстом Юлием Африканом в летописи 221 года. Согласно архиепископу Сергию (Спасскому), римская церковь издревле праздновала Рождество Христово 25 декабря, а с IV века по ее примеру в этот день праздник стали отмечать и на Востоке.

Мнения историков о дате празднования Рождества разнятся. Формально решение о праздновании 25 декабря было принято на Эфесском (Третьем Вселенском) церковном соборе в 431 году.

Разница в датах

Разные даты Рождества в католической и православной церквях (25 декабря и 7 января) объясняются только разными системами летоисчисления (григорианский и юлианский календари).

Григорианский календарь ввел в 1582 году папа римский Григорий XIII. Поводом стало постепенное смещение по отношению к юлианскому календарю дня весеннего равноденствия, по которому определялась дата Пасхи.

Поэтому в 1582 году в Европе появился новый — григорианский — календарь, тогда как в России продолжали пользоваться юлианским. Григорианский календарь в стране ввели только в 1918 году, однако Русская православная церковь продолжает пользоваться юлианским календарем.

Отметим, что разные даты в разных церквях не меняют смысла самого праздника.

Католическое Рождество

Католики, а также протестанты и некоторые православные отмечают Рождество в ночь на 25 декабря.

Празднованию Рождества в римско-католическом литургическом календаре предшествует период Адвента. Он начинается за четыре воскресенья до Рождества и считается временем душевного очищения и усиленного покаяния. День 24 декабря носит название Рождественский сочельник, или Вигилия. Во многих странах в этот день верующие соблюдают строгий пост.

В храмах и общинах вечером 24 декабря и в течение 25 декабря проходят праздничные мессы.

Празднование Рождества продолжается восемь дней — с 25 декабря по 1 января, образующие Октаву Рождества. Рождественское время продолжается и после окончания Октавы вплоть до праздника Крещения, который отмечается в первое воскресенье за Богоявлением (6 января). Все рождественское время духовенство на литургии облачается в одеяния белого, праздничного цвета.

Традиции

Католическое Рождество прежде всего ассоциируется с Санта-Клаусом — сказочным персонажем, напоминающим Деда Мороза. Санта одет в красный костюм с белой отделкой. Он передвигается на санях, которые запряжены летающими оленями, и дарит детям подарки.

Для Санты в ночь на 25 декабря принято оставлять молоко и печенье.

Утром 25 декабря дети распечатывают свои подарки. Также в этот день принято ходить в церковь. Внутри и снаружи церквей устанавливаются вертепы с яслями и фигурками Младенца Христа и Богоматери. В домах католики перед Рождеством устанавливают ели. Эта традиция зародилась еще у германских народов, где ель считалась символом жизни и плодородия.

Одним из главных символов Рождества у католиков также являются зажженные свечи. Колеблющееся пламя свечи напоминает верующим евангельские слова: «Свет во тьме светит и тьма не объяла Его». Еще католики украшают свои дома гирляндами, рождественскими венками, подвешивают над камином чулки или большие носки, в которые кладут подарки.

Рождество у католиков — это семейный праздник. На праздничный стол принято подавать запеченного гуся с яблоками и капустой или индейку с различными соусами. Также за столом у католиков всегда есть одно пустое место. Кто бы ни пришел в дом — он будет желанным гостем.

Рождественские истории: католики в Томске. Материал о современной католической семье и рождественских традициях

Добавить комментарий